В ожидании Чуда
Православный Семейный Форум
login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов В ожидании Чуда » Церковная жизнь » Поклоны
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Поклоны
СообщениеДобавлено: Сб Апр 06, 2013 10:52 pm Ответить с цитатой
Yelena
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 28.09.2010
Сообщения: 5097
Откуда: Харьков- England




В продолжении темы о поклонах. Хорошая статья

на сайте "Православие на Украине"

РАЗГОВОР О ПОКЛОНАХ. Или о пыли, мешающей совершать поклон

Игумен Алипий (Светличный)

«Приидите поклонимся…» – эти начальные слова молитвенного церковного песнопения известны всем православным христианам, регулярно посещающим богослужения, совершающим молитвенное правило дома. Оно вдохновляет своим призывом к особому усердию в молитве, и можно заметить, как во время этих слов становится оживлённо в храме из-за дружных поклонов молящихся. Как же: нас явно призывают совершать поклонение «Цареви нашему Богу»! И легко понять из слов богослужебного текста: надо совершить поклон.

А вот в других местах богослужения или молитвенного правила надо ли кланяться? Из практики видим: надо. Но когда? В каком именно месте? При произнесении каких слов? Мы знаем, что виды поклонов бывают разные, что кланяются в тех или иных местах люди по своему пониманию и по обычаю места. Где-то так, где-то иначе. Что делать? Как усовершенствовать традицию поклонов? И возможно ли это сделать?

Есть русская поговорка: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». Это как раз о системе поклонов
Или, лучше сказать, об усердии не по разуму в вопросах поклонов. Ведь поклоны – это телесное проявление почитания. Степень наклонения характеризует и глубину почитания. Нам хорошо известна японская и китайская традиция выражения почтения особым поклоном. Того же порядка в Европейских странах существовали «благородные» мужские поклоны и реверансы дам (чем ниже, тем значимей особа, которой воздавались поклоны и реверансы).

Древняя система поклонов существовала в каждом народе как проявление покорности и уважения. Это было естественное телесное движение – единое для всего человечества.

Неумение пользоваться этой системой становилось предметом насмешки, как свидетельство о невоспитанности, неполноценности человека, его безграмотности в «обхождении». Потому вышеприведённая русская поговорка является отражением важности разумного подхода к телесному проявлению уважения личности, к которой надо умело подойти, имея во всём разумность и чувство внутреннего человеческого достоинства.

Да, да, именно, сохраняя чувство достоинства! Автор статьи не оговорился. Дело в том, что бессистемность в проявлении уважения приводит к ложному поклонению, в котором больше лебезения. А система – это нормированное правило поведения в том или ином случае. Оно позволяет человеку совершать те или иные действия, в которых проявляется глубина чувств, но и сохраняется величие образа Божьего, призванного к соцарствию в Царстве Небесном.

Потому, когда звучат со стороны агностиков презрительное, что, мол, верующие кланяются, как низменные рабы, мы не сильно тому возражаем
Поскольку мечтаем быть рабами у своего Бога, но при этом помним, что призваны в сыновство. И наши поклоны, скорее, являются поклонами почтительных детей, нежели бездумных рабов. Поскольку помним, что блудный сын возвращался с мыслью быть слугой своему Отцу, но Тот назвал его вновь сыном…

Однако поинтересуемся, в связи с этим, обычаями, преподносимыми Церковными уставами. О них можем прочитать в любопытном исследовании магистра богословия, архимандрита Иоанна (Маслова): «… по Студийскому уставу, полага­лось ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрени — 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, но в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонов. В некоторых статьях давалось разъяснение о поклонах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. Они же назывались еще поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека.

В подтверждение этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в одном московском храме в 1656 г., в среду 5-й седмицы поста, во время чтения Великого канона преподобного Андрея Критского, что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона 23. Когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые при совершении молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых частных богослужений, то народ и духовенство возмутились и обвинили его в ереси и произволе, ссылаясь на преподобных Никона Черногорца и Иоанна Дамаскина, осуждавших "непоклонническую ересь". По учению этих святых отцов, поклоны, как и пост, имели ту же задачу — "томить плоть свою, да не воюет на дух".

В "Истории о отцех и страдальцех Соловецких" есть рассказ об одном подвижнике, который на исповеди перед смертью открыл духовнику, что келейное правило он совершил вперед на 30 лет, т. е. положил бесчисленное число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоцкий предписывал своим духовным детям делать в свободное время запас молитв и поклонов на будущее: "Аще ли день случится покоен, ино и на иной день вперед правила запасти льзя"».

Любовью к исполнению епитимийного устава поклонами часто злоупотребляли
И потому можем прочесть у русского писателя XIX века Мельникова-Печерского упоминание, как в старину, бывало, согрешали блудом, памятуя, что грех сей прощается совершением земных поклонов: «…враг силен, крепких молитвенников всегда наводит на грех, а бренному человеку как устоять против демонского стреляния? И то надо помнить, что этот грех замолить - плевое дело. Клади шесть недель по сту поклонов на день, отпой шесть молебнов мученице Фомаиде, ради избавления от блудныя страсти, все как с гуся вода, - на том свете не помянется» ( Мельников- Печерский Павел Иванович. « В лесах»). Слова из романа приведены как негативный случай эксплуатации поклонов в виде физического «откупа» от Бога.

Однако практика поклонов преследует совершенно другую цель. «Не заботься о количестве поклонов: все внимание обрати на качество молитвы, совершаемой с коленопреклонениями. Не говоря о действии на дух, на самое тело гораздо сильнее подействует небольшое число поклонов, исполненных вышесказанным образом, нежели большое, исполненное наскоро, без внимания, для счета. Опыт не замедлит доказать это» - пишется в Часослове наставление о поклонах (глава 21).

Там же мы читаем и другие полезные слова: «От поклонов тело несколько утомится и согреется, а сердце придет в состояние сокрушения: из такого состояния подвижник усерднее, теплее, внимательнее помолится. Ощутится совсем другой вкус в молитвах, когда они будут читаться после поклонов. Поклоны надо полагать весьма неспешно, одушевив этот телесный подвиг в плаче сердца и молитвенным воплем ума. Желая начать коленопреклонения, дай телу твоему самое благоговейное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его. Потом собери мысли от скитания повсюду и с крайнею неспешностью, вслух лишь самому себе, заключая ум в слова, произнеси от сердца, сокрушенного и смиренного, молитву…».

Систематизировать поклоны во время богослужений пытались издревле в различных отдельных монастырских уставах, и потому они разнились
Хотя и перенимались обычаи из одной обители в другую или передавались при возникновении нового монастыря.

Когда появилась традиция наносить на себя Крестное знамение часто во время богослужения (V в.), возникла и традиция при этом кланяться. Однако долго, всё же, существовал обычай отдельно начертывать на себе Крест, а отдельно кланяться. Таким образом, начертание Крестного знамения воспринималось как осознанное исповедание Веры (когда мы знаменуем себя св. крестом, то он, по изъяснению св. Амвросия Медиоланского, "является нам печатию Христовою на чело, печатию на сердце, печатию на мышцах. На челе, - да всегда исповедуем Христа; на сердце - да всегда Его любим; на мышцах же - да благая делаем"), а поклон был образом признания верховенства Бога и возможности испрашивать у Него милости.

Образом Креста также были сложенные на груди крестообразно руки (что практиковалось часто во время богослужения и келейной молитвы), а также складывали крестообразно ладони при приятии святыни в руки: Тела Господня в Причастии, Агиасмы, антидора, части мощей, другой евлогии (благословения).

Поклоны также были весьма неоднородны. Сегодня чаще практикуются два вида поклонов: поклон - мэтаниа (земной), ипоклиси (буквально - склонение головы).

Однако издревле поклоны имели разновидность более богатую, и их запечатлел Богослужебный устав Церкви. Мы знаем: 1.Поклон 2.Поясной поклон 3.Метание 4.Коленопреклонение на землю 5.Земной поклон 6.Долулежание или великий поклон.
Каждый из них имел своё предназначение и носил важный ритуальный смысл.

В рамках этой статьи рассмотреть историю возникновения этих видов поклонов и их применение невозможно. Стоит лишь упомянуть, что в виде таблиц или последований их пытались систематизировать для Русской Православной Церкви: епископ Григорий (Граббе), святитель Афанасий (Сахаров), опубликован также в Патриаршем Православном календаре в «Наставления святых отцов о молитве» за 2008. Автор-составитель Е. Ю. Голов.

Конечно же, составляли они свои чины, взяв за основу указания о поклонах из Часослова. Там и следует искать исток порядка.

Но, как ни странно, в этот порядок закрался некий «беспорядок», в чине - бесчиние!
Большинство христиан, регулярно посещающих богослужения, слышали о том, что в субботние, воскресные и праздничные дни не полагается совершать коленопреклонения. Об этом нам говорят и Правила Церкви.

Вот как звучит 20-е правило 1-го Вселенского собора: «Поскольку есть некоторые, преклоняющие свои колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все соблюдалось одинаково, угодно святому Собору определить, чтобы они стоя приносили свои молитвы Богу».

О том же говорит нам 90-е правило 6-го Вселенского собора: «От Богоносных отцов наших канонически передано нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, что в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету переводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение».

Святитель Василий Великий даёт разъяснение в своём 91-м правиле: «Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века... И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу... Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показываем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что, человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо».

Из слов преподобного Петра Александрийского на Святую Пасху: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься, но Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день проводим как день радости, ради Воскресшего в оный день. В сей день и колени преклонять мы не прияли».

Итак, казалось бы, всё ясно! В субботние - воскресные дни земных поклонов нет. Нет также поклонов земных на молитве и от Страстного Четвертка до Пятидесятницы, как об этом пишет Устав. Однако что-то здесь недоговаривается!

Как-то пришлось автору статьи быть на воскресном всенощном бдении в Рогожской слободе в старообрядческом Покровском соборе
Невозможно было не поразиться истовым исполнением Богослужебного устава! Там и «ёты» не пропускалось. Всем известно, что староверы держатся строжайше буквы Устава! Однако в глаза бросилось то, что на Воскресном богослужении духовенство вместе с прихожанами усердно клали земные поклоны.

Не выдержав, при случае подошёл к митрополиту Корнилию - Предстоятелю Русского Древлеправославия: «Почему страроверы нарушают Церковные правила о поклонах?» Глава Староверов ответил лаконично: «Нарушения в сем нет, поелику в правилах не говорится о богослужении, а токмо о молитве. Сиречь, келейном молитвенном правиле и о стоянии коленном, а не о поклонах…».

Сразу вспомнились наставления великого знатока Церковного богослужебного Устава и замечательного уставщика Киево-Печерской Лавры ныне покойного схиархимандрита Дионисия (архимандрит Спиридон), который требовал всегда перед Святыми Дарами класть земные поклоны, а на возражения сердито бурчал: «Тебе Господь является, а ты Ему что при этом будешь Типикон показывать: мол, мне не время Тебе, Господи, земные поклоны совершать - Пасха, мол?!» и говорил, что в Лавре Печерской всегда перед Святыми Дарами земно кланялись, хоть в Воскресение, хоть в Пасху. Добавлял при этом, что когда в Пасхальные дни рукополагали, то рукополагаемый обязательно кладет земные поклоны перед архиереем, а Богу что же - Устав запрещает? И это замечание старца вполне логично и справедливо.

Но тогда, как же быть с Уставом и Правилами?

Стоит вернуться к 20-му Правилу Первого Вселенского собора, чтобы, всё же, понять, что имеет в виду само Правило: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в День Господень; и во дни Пятидесятницы; то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Не сразу бросаются в глаза слова: «да стояще приносят молитвы Богу». Однако эти слова весьма важны потому, что «преклонением колен» называются не земные поклоны, а длительное моление на коленях. Во времена Соборов таковым являлась, например, сугубая ектения. В будние дни ее сугубость, нарочитость, значимость проявлялась не только в троекратном повторении «Господи, помилуй!», но и в умилостивляющем, покаянном положении тела, а именно: стоя на коленях. Такая молитва действительно уменьшала праздничность дня.

Надо просто погрузиться в историю возникновения запрета на земные поклоны в воскресенье и праздники, чтобы понять…
Возникло оно в рамках совершенно иной обрядовой практики, чем принято сейчас. Дело в том, что в ранней Церкви ектений было значительно меньше. И часть ектений читалась в коленопреклоненном состоянии (как упомянутая «сугубая ектения»), т.е. церковное собрание при возглашении диаконий становилось на колени и так с сердечным сокрушением слушало молитвенные призывы.

В период Пятидесятницы и по воскресеньям коленопреклонение на ектениях отменялось. Это видно из того, что диакон особо возглашает на вечерне Пятидесятницы призыв к церковному собранию: «Паки и паки ПРЕКЛОНШЕ КОЛЕНА Господу помолимся». Так он призывает снова начать читать ектении, как это бывало в течении всего года, со стоянием в коленопреклонном виде, а не просто - поклонами. И эти диаконские возгласы на вечерне Пятидесятницы древнее знаменитых Троицких коленопреклонных молитв.

Указывая на выражение из Постной Триоди (Великая Среда вечера) - «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келиях же даже и до великаго пятка совершаются», забывают, что по терминологии книги, составленной на Востоке – Постной Триоди, Церковь обозначает не храм, а собрание всей общины на молитву (в соборном храме). Келия же подразумевает не отдельную комнату русских монастырей, занимаемую одним лицом, а маленькую группу монахов, возглавляемую старцем или просто старшим братом, поставленным от священноначалия обители.

Таким образом, здесь речь идет об отмене организованных поклонов (не совсем ясно, правда, каких именно!) во главе со священником (в храме) или старшим (в келии). Больше о поклонах ни Триодь, ни Типикон не упоминают. Однако, все согласны, что перед Плащаницей творятся только земные поклоны. Следовательно, вышеуказанное правило не касается земных поклонов вообще, а имеет отношение только к определенной их группе, лучше сказать исполнению правила с поклонами.

Замечательным здесь представляется сообщение из сборного Святогорского (Афонского) Устава в главе «О келейной молитве»: «…в греческих монастырях земные поклоны при совершении келейного правила оставляются только в воскресные дни всего года и во всю Светлую седмицу. Во все бденные праздники, включая двунадесятые, земные поклоны в келии совершаются».

И ещё в Примечании к 3-ей главе (о богослужебных традициях Афона в период Пятидесятницы) в 13-ом пункте читаем: «После повечерия совершается не земной, а малый, поясной поклон. Также во всю Светлую седмицу опускаются поклоны на келейном монашеском правиле. Земные поклоны совершаются только перед чудотворной иконой и святыми мощами». Об отмене в богослужебной практике земных поклонов в Святогорском Уставе речи нет. Более того, как видим, перед любой святыней земные поклоны сохраняются.

Но какая на земле святыня может превзойти по значимости Божественные Святые Дары?
О моменте освящения Святых Даров писал священномученник Серафим (Звездинский), пострадавший в годы советской власти: «Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров. «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! <…> Этот момент Божественной Литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. <…> Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя».

Неужели же возможно здесь стоять, «не повергаясь ниц», оправдываясь правилом о не стоянии на коленях в Воскресные и праздничные дни?

Конечно же, святые отцы, подавая Церкви это правило, не мыслили, что мы можем его принимать в столь извращённой форме, что даже перед Телом и Кровью Спасителя, перед Самим Христом не совершим горячий земной поклон от всей любящей Бога души!

Здесь хочется также обратить внимание ещё и на древнее указание о семипоклонном начале, которое свято блюдется в некоторых русских православных монастырях, а также у единоверов и староверов: «Эти поклоны (семипоклонного начала каждого молитвенного правила. Примеч. автора) бывают в обычные дни земными, а в субботу, Воскресенье и праздники – поясными. В пояс также полагаются поклоны в период от Рождества Христова до Богоявления, на Светлой неделе и до недели Всех святых.

Однако после “Достойно…” земной поклон полагается всегда, причем “великий”, то есть голова преклоняется к рукам на подручнике. Со времени Светлой Пасхи Христовой и до ее отдания чтение “Достойно…” заменяется ирмосом 9-й песни пасхального канона “Светися, светися…”, но великий земной поклон сохраняется. После отпуста всегда совершается великий земной поклон без крестного знамения».

И здесь речь не идёт о полном упразднении земных поклонов даже в Пасху, но их сокращение, оставляя только для значительного случая
Для нас это важно понять сейчас, когда мы приблизились к дням, которых касаются правила Церкви о коленнопреклонном стоянии. Важно разобраться, что же имели в виду отцы, давая это правило в первые христианские века. Как понимали его последующие поколения, воплощая через указания в поздних Богослужебных уставах, чтобы, говоря о поклонах в те или иные моменты богослужения, не упустить самое важное: для чего они совершаются! Ведь в поклонах, как и во всём в Церкви, самым главным должны быть не столько чины, сколько согласие жить по учению Церкви.

В отличие от утверждения протестантов, мы верим, что Евангелие не закончилось тем, что апостолы прекратили описывать земную жизнь Христа, оно продолжается в жизни Христовой Церкви, которая составляет Его Тело! И как некоторые Евангельские отрывки требуют особого истолкования, так и благочестие в истории Церкви тоже требует разъяснения и понимания, которым бы мы утвердились в правильности наших поступков сегодня. А любящее сердце христианина продолжает желать жить в традициях, которые были положены ещё с апостольских времён и закреплены святоотеческими постановлениями.

И потому так важно, оказывается, бывает разобраться в некоторых нюансах, вызвавших сомнения из-за кажущихся противоречий. Но сейчас мы убедились, что пыль веков всего лишь помешала нам чётко увидеть то, о чём боголюбивое сердце и так говорило.

http://orthodoxy.org.ua/content/razgovor-o-poklonakh-ili-o-pyli-meshayushchei-sovershat-poklon-46594
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Yelena Отправить личное сообщение
Поклоны
Список форумов В ожидании Чуда » Церковная жизнь
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  

Вход в почту
Логин:
Пароль:

(что это)


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Информационный  портал журнала Русский Дом


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS