В ожидании Чуда
Православный Семейный Форум
login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов В ожидании Чуда » Церковная жизнь » Икона - как Евангелие в красках На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Икона - как Евангелие в красках
СообщениеДобавлено: Вс Дек 07, 2014 10:24 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Девочки, доброго времени суток!
Решили вот мы (Аленка и я) создать новую тему, из названия понятно, что речь будет идти об иконах.
Немного расскажу о нас. Мы вместе учились и закончили иконописное отделение Харьковской Духовной семинарии в 2012 году. Учили нас писать иконы в каноне (стиль преп. Андрея Рублева 14 век) натуральными пигментами - яичной темперой на доске.
Цель создания темки - хотелось бы поделиться своими работами с вами, услышать ваши мнения (без похвал) и если будут у кого-то вопросы по теме иконописи - отвечать на них. Иногда хотелось бы делиться с вами интересными статьями по символическим значениям икон.
Ну и, если у кого будет желание, принимаем любые заказы) Будь то мерные, венчальные, именные, праздничные иконы, для детей и взрослых!
Тут же сразу выложу наши координаты:
Iriss http://vk.com/id11160049
https://www.facebook.com/iriss.grishina
Алена (пишите, сосватаю)
Работы можете посмотреть здесь:
Ирина- https://goo.gl/photos/TaCUeLJyN5geWLvR6
https://plus.google.com/photos/105933221530548571289/albums/6091269140225668241?authkey=CNaJsLDtvNGlBg


Последний раз редактировалось: Iriss (Вт Май 16, 2017 11:28 pm), всего редактировалось 9 раз(а)

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 17, 2014 6:34 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Надя задала вопросы - такие объемные. Чтобы было полное понимание и не нарушалась хронология понятий.. пришлось вот так рассказать - все по порядку Смеется Смеется
Простите, что много информации)

Теперь, когда о золоте сказано, можно будет поговорить о том, как золото фонов и нимбов икон украшали.
Об этом завтра.. Цветочек

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 17, 2014 7:28 pm Ответить с цитатой
Nadinka
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 29.09.2010
Сообщения: 3600




Iriss
Ирочка спасибо Цветочек
да, немало информации Улыбка но оочень интересно

_________________
...Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (пр. А. Оптинский).
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Nadinka Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 17, 2014 11:46 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Прочитала очень неплохую статью про команду мастеров по мозаике церковной.
Многое пересекается и с иконописью. Выложу те моменты, которые прям в точку..

"– Но Господь все-таки действует…
– Конечно. Хотя порой кажется, что многое не получается, не нравится, не имеет смысла. Однако если продолжать трудиться за святое благословение, веря, что Бог всё видит, всё знает и, когда нужно, вмешается, – жить можно. В любом случае – разве у нас есть выбор? Бывает, спустя некоторое время смотришь на сделанное и думаешь: все-таки неплохо получилось, хорошо, что взялись, довели до конца.
Каждый день много суеты, беготни разной, занятий, не имеющих прямого отношения к живописи, много обязанностей и задолженностей: перед заказчиками, сотрудниками, родственниками, друзьями… Внутренняя незрелость, несобранность только и ищут повод к праздности да унынию. Кому-то представляется: вот иконописец пришел, зажег лампадку, прочитал молитву и сразу отрешился от всего, забыл о «мирском», погрузился в какую-то «нирвану» творчества… Такого, наверное, не бывает, а исключения очень редки. Однако стремление хотя бы на время забыть ВСЁ, чтобы сделать нечто «идеальное», несмотря на то, что не умеешь, не знаешь, болит голова, плохое настроение или погода да и в принципе – жизнь не удалась… – всё же такое стремление обязательно должно появляться время от времени. И мне кажется, так или иначе, это присутствует в нашей работе. Жизнь показывает: дело превосходит наши силы – значит, дело это Божие, а потому работать по принципу «как получается» мы не имеем права.
..
Каждый случай, каждый заказ индивидуален. Но всё же, чтобы получилось что-нибудь хорошее, нужно быть уверенным, что сделал всё возможное: изучил материал, проникся темой, разработал идею, пропустил ее через сердце, предложил несколько кардинально разных вариантов, после чего выбрал один, тот, что подходит только для этого конкретного места – по духу, по настроению, по стилистике. Только исчерпавшись до последнего, можно иметь уверенность, что лучшего на данный момент ты сделать не мог… "

кому интересна полная статья с очень красивыми фото мозаик, выполненными в каноне , вот ссылка
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75594.htm

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 12:19 pm Ответить с цитатой
Nadinka
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 29.09.2010
Сообщения: 3600




Iriss
Ира, интересная статья, пойду полностью читать Цветочек

Хорошо так, понятно изложено"Кому-то представляется:
вот иконописец пришел, зажег лампадку, прочитал молитву и сразу отрешился от всего" ... Улыбка ага, ну в общем так и думалось Пардон примерно Стесняюсь

_________________
...Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (пр. А. Оптинский).
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Nadinka Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 2:11 pm Ответить с цитатой
Aliksa82
Осваиваюсь тут
Зарегистрирован: 15.11.2014
Сообщения: 157
Откуда: Украина




До чего же все интересно!
Спаси Господи, Ирочка!

_________________
Александра

Слава Богу за все!
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Aliksa82 Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 7:12 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Читая историю русской живописи, "Огромное большинство старинных икон, находящихся в православных церквах, закрыто ризами и сплошными окладами по заслуживающему всякого сожаления обычаю, возникшему в конце 17 века и окончательно укоренившемуся в 18 веке. Иконы, свободные от риз или сохранившие только оклады из старинной и превосходной басмы, редки в православных церквах."

Теперь разберемся с понятиями..
Риза, или оклад, (в южных и западных областях России - шата, цата) - накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук), для которых сделаны прорези.
Бывали металлические: золотые и серебрянные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитье»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями, с обратной стороны часто обивались красным или малиновым бархатом.
Характерны для православных икон всех стран, включая византийские иконы, в настоящий момент хранящиеся в католических храмах Италии, но наибольшая роскошь и размах производства свойственна русским произведениям.

Литургическое значение и предназначение
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчег Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.»), так и иконы украшают драгоценными окладами.
Как правило в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фона и надписи - именно поэтому и сейчас, оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность - «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являтся элементом идолослужения, а стало стало способом одухотворения художественного языка. В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету.
Храмовые иконы одевались в ризы по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно дарами обычных прихожан

История
Оклад, покрывающий икону кроме ликов, происходит от рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Древнейший из известных отечественных - оклад ХII на иконе святых апостолов Петра и Павла XI века (ГТГ), а также чеканые серебряные оклады иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софииском соборе города Новгорода.
Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для икона Владимирской Божьей Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) был сделан по заказу князя Андрея Боголюбского. В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. (Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богоматерив Казанском Богородичном монастыре своей бриллиантовою короной.)
Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее, на больших храмовых иконах. Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы.

С ХIV века известен простейший вид оклада - басменный, он распространился в первой половине ХVII века с ростом иконного промысла. С открытием в 1730-х гг. на территории России серебряных рудников оклады дешевеют и выходят на ремесленный уровень.
В поздний период (XIX - начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одни лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и проч. (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона).




это иконы подокладницы - удешевление стоимости - прописаны лишь личные части. На остальных частях прорисованы общие черты и заложен общий цвет. Сверху накладывается оклад - в котором объемном сделаны все одежды и другие части иконы.

Большинство русских риз, благодаря своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России.

Примеры красивых старинных окладов



_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 7:18 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти ХVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.
В ранний период оклады крепились гвоздями, следы от которых можно видеть на древних иконах. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.
Элементы
Венец - накладной нимб, украшение вокруг головы. Могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках, а также с крупными зубцами - «городчатый венец».
Коруна - зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
Собственно риза - часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком).
Рама оклада - часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
Фон - металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus - «мелкая монета») - элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого - обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.



Украшения:
Дробницы - небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе
Запоны - застежка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.
Плашки
Рясно - подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения - женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.
• Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья

Типы
Чеканные металлические и шитые оклады - покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» - карнации).
Басменные оклады - изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
Обронный оклад - оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
Филигранный оклад

Техника
Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:
• Басма, зернь, канфарка, контрэмаль, ленточная или сканная перегородчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, чернь, эмалевые расписные накладки.
Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ - каст. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней - лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.
Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золоченые из дерева встречаются сравнительно редко.


Последний раз редактировалось: Iriss (Чт Дек 18, 2014 7:25 pm), всего редактировалось 1 раз

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 7:21 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Оклады икон в истории культуры
Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII-XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественному искусства, относясь к ним исключительно как культовому объекту. Только в начале ХХ века, когда темные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.
Во многом красота икон оставалась тайной не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций покрывать все окладами, тем более, чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале ХХ века просвещенными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Совершившееся на наших глазах открытие иконы - одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. (...) Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг - полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественно¬го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу - значит, отрицать ее живопись, смотреть на ее письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности - в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Ботичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным. Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 18, 2014 7:29 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Поскольку работа с металлом в домашних условиях нереальна, то чеканку так называемую мы иногда делаем по золоту. Выглядит это как линейный орнамент по золоту в сочетании матового и глянцевого золочения. + чеканные приемы.
В канун праздника свт. Николая Чудотворца покажу свои работы. На маленьком Николае выполнены элементы чеканки на золоте.


_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 12:54 am Ответить с цитатой
Yelena
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 28.09.2010
Сообщения: 5097
Откуда: Харьков- England




со св.Николаем, Ириш! )

а я трогала залевкашеную доску Yes! на ощупь глааденькая, будто пластик. Ир, ты б рассказала каково оно, левкасить Смеется на протяжении многих часов ))
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Yelena Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 8:42 pm Ответить с цитатой
Юлия Г.
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 07.03.2011
Сообщения: 3644
Откуда: Оренбург




какое смачное выражение- налевкасилась)))


у нас в области с иконописью совсем плохо. в деревнях иконы просто ничего общего с каноном и вообще даже с живописью. вообще школы нет и вкуса. в сибири и то своя есть. наш храм исключение из правил. а народу прихожан ээээх....кот наплакал.
правда краски другие на фото, вживую благороднее.
http://orends.ru/new/index.php?option=com_content&view=article&id=40&Itemid=40[/img]

_________________
Жду чуда много лет -
Терпенья больше нет.
Или..совсем немного..
И то в кредит от Бога.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Юлия Г. Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 10:24 pm Ответить с цитатой
Aliksa82
Осваиваюсь тут
Зарегистрирован: 15.11.2014
Сообщения: 157
Откуда: Украина




Юлинька, красивый у вас храм.

_________________
Александра

Слава Богу за все!
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Aliksa82 Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 1:14 am Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Yelena
Лен, это я легко..
Я писала теорию о левкасе..)) на деле - это такой процесс, в который нет большой охоты погружаться часто. потому стараемся иметь запас более стандартных досок и левкасить их партиями, так сказать.. Сейчас поймете почему. Смеется
Собрала я досок средних размеров до 10.. Процесс растягивается в целом на неделю. Ну, конечно некоторые дни совсем не полностью загружена и есть время заняться чем-то другим. Это лишь в первые 3-4 дня, когда подготовка к левкашению - проклейка, побелка.. наклейка паволоки. очень трудоемкий процесс, кухня в это время превращается в настоящую лабораторию. Смеется Смеется
Мой брат старается, прямо скажу, удрать к родителям.. На столе вместо борща кастрюля с левкасом, клеями разной процентови, в холодильнике - банки с левкасом, в раковине - грязные кисти. И самое приятное - кухня вся в мелу и левкасе!!!)))) Смеется
Сам процесс левкашения - самый утомительный из всех этих дней.. Я в последние разы делала все нежидким левкасом. Со стороны напоминает молочный пудинг или даже желеобразную массу белого цвета (мел в основе) - иногда к концу дня -его прямо таки хочется съесть Смеется Смеется
Целый день выделяю на процесс, а бывает и 2.. стоя, наносишь и втираешь левкас - как шпаклевку скорее финишную.. слоев 25.. просушка между слоями.. В результате должно получится все гадко и красиво)
Конечно - самое неприятное - шкурить высохшие доски.. Ну что поделаешь.. Зато мы прекрасно разбираемся в автомобильной наждачке номеров выше 2000)) Смеется Есть даже такой сленг "шизофренический блеск". Результат доски - блеск и действительно очень гладко все. Ведь плохо зашлифованная доска - например под золото - залог неудачного золочения. (
Посколько ощущений хватает надолго от процесса, потом долго кухню отмываю.. потому стараемся это делать не чаще 1 раза в полгода. если заказы вписываются в готовый размер досок) Если нет - что ж - приступаем к левкасу снова! Цветочек

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 1:23 am Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Юлия Г.
у меня ссылка не открывается ((
Юль, у нас целый арсенал таких слов: залевкасить, заморить (от слова морилка - это после левкаса обратную сторону), зашкурить, заолифить, фликовать), Смеется и другие - сами иногда смеемся с выражений.. Меня вот называли раньше нимбовик ), опушник

Был случай смешной еще в семинарии.. Сидели мы уставшие до зела работали.. каждый себе, но в комнате было человек 7-10.. и кто-то посторонний был. Я циркулем прорисовывала нимб, меня позвали со словами - дашь потом нимб мне.. я не сумняшись отдала циркуль - гость был очень изумлен - сначала вопросом о нимбе, а потом о том, что мы друг друга поняли.. и из того же случая, руководитель подошел к кому-то - обнаружил, что нимб "завален".. и делает объявление:"" Ребята, внимание, все сейчас взяли и поправили свои нимбы!" Смеется Смеется Смеется


Последний раз редактировалось: Iriss (Сб Дек 20, 2014 1:33 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 1:30 am Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




или еще вспомнилось: "Сходите во второй класс и заберите своих Ангелов"))) Очень долго сами подкалывали этим)
Вообще годы учебы вспоминаются с приятным юмором, но кроме всего еще и потому, что усталость была просто на высоте.. постоянные недосыпания, недоедания и чаепития как перерыв. Было весело.
Если буду что-то вспоминать по ходу дела - буду делать такие заметки "из жизни иконописца" Смеется

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 2:01 am Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Вот что нашла.. Немного о иконописцах

"Иконописание в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава".

И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания. Цветочек

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 12:07 pm Ответить с цитатой
Ksin75
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 28.09.2010
Сообщения: 2722




Зашла почитать увидела иконочки!!! Ох как же мне хочется такие масенькие писанные!!! Красиво и оочень хороши написаны! Девочки вот побольше вам работы просто чтоб море было! Чтоб даже мысли бросать даже не появлялись!!! и вообще чтоб даже не думалось что такое воообще бывает

_________________
Ksusha
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Ksin75 Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 12:14 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




А я вернусь к пигментам. Меня приводит в восторг сама мысль, что есть камни и глина, которые можно растереть и написать что-нибудь очень красивое )))) Меня это просто поражает ))

Дальше по порядку охра, киноварь, глауконит и лазурит, как они изначально есть в природе:

Как они выглядят в виде красок на иконе:


_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 12:18 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




Юлия Г. писал(а):
какое смачное выражение- налевкасилась)))

у нас в области с иконописью совсем плохо. в деревнях иконы просто ничего общего с каноном и вообще даже с живописью. вообще школы нет и вкуса. в сибири и то своя есть. наш храм исключение из правил. а народу прихожан ээээх....кот наплакал.
правда краски другие на фото, вживую благороднее.
http://orends.ru/new/index.php?option=com_content&view=article&id=40&Itemid=40[/img]


Юлия, шо за намёки про налевкасилась! Смеется
Ого, семинарский храм! Наш поскромнее будет, и размерами, и росписью Улыбка

_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 12:34 pm Ответить с цитатой
Юлия Г.
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 07.03.2011
Сообщения: 3644
Откуда: Оренбург




я ж говорю у нас просто суперхрам.
все по канону, византийские распевы и даж на греческом...а на всенощной даже в пост мы втроем. я , муж и одна бабуля.
меня мальчик раз спросил что значит белый круг со зверями летит в пасть (справа фреска) ну про зверей я чтото могла промямлить, но что значит в круге и в пасть????



а вот поглядите сколько народу у нас на праздники
лазарева суббота

вербное



ну и Пасха

_________________
Жду чуда много лет -
Терпенья больше нет.
Или..совсем немного..
И то в кредит от Бога.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Юлия Г. Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 12:38 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




И даже на Пасху Грустный Грустно как Грустный


Последний раз редактировалось: Алена (Сб Дек 20, 2014 7:06 pm), всего редактировалось 1 раз

_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 2:53 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




Иришкин пост о символике золота напомнил мне о символике цвета вообще. И, в надежде, что вам будет интересно, выкладываю отрывки из лекций по иконоведению протоиерея Александра Салтыкова, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, члена Союза Художников России, старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:

"И вот теперь несколько слов о цвете.
Когда мы говорим о Преображении на Фаворской горе, то мы говорим о необычайном световом явлении. “Преобразился пред ними, и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17, 2). А другой евангелист, Марк, говорит о том, что “одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк. 9, 3). Евангелист пытается найти подходящие слова, чтобы описать этот белый цвет, какими сделались Его одежды, но на земле нет такой белизны. Вот эта светоносность, это особое сияние является признаком этой красоты - той, что светлее солнца и белее белого снега.
...Иконописец, который должен этот духовный опыт христианской мистики воплотить, очень активно пользуется цветом. Цвет есть, конечно, знак. Знак того, что происходит со святыми, знак святости, которую нельзя ничем описать. Иконописец охотно пользуется яркими, что называется - локальными цветами, чтобы явить нам силу преображающего света. Здесь есть сторона чисто духовная: это должно быть главным. И отсюда становится понятным, почему иконе присущи такие яркие краски, яркие цвета.
...Каждый художник, и каждый грамотный человек, желающий понимать искусство, должен знать, что есть понятие цветового круга, понятие теплых и холодных цветов. Из сочетания теплых и холодных цветов, из этого цветового круга, который присутствует в природе, и возникает гармония цвета. Эта гармония цвета должна быть в любом случае.
...Так вот, учение о теплых и холодных цветах, как ни странно, появилось только в XVIII в. Сейчас это настолько обыденное понятие, каждый ребенок знает, что есть теплые и холодные цвета. Деление на теплые и холодные цвета - это гениальное открытие Иоганна Вольфганга Гете, известного немецкого мыслителя, писателя, ученого, естествоиспытателя, поэта. А до него на протяжении тысяч лет существовало искусство, существовали великие культуры, в том числе православная, существовали первоклассные произведения, но никто не пользовался этой теорией о теплых и холодных цветах. Предложенное Гете деление очень удобно, и им пользуется буквально все человечество.
А как же люди понимали гармонию до Гете? Я думаю, что иконописцы пользовались духовно-нравственной символикой цвета. Специальной теории цвета для художников ни было, но всегда были символические обозначения, и они были, конечно, известны. Скажем, синий цвет - Нил Синайский говорит нам, что это цвет сапфира, это цвет неба.
Особенно часто иконописцы пользовались такими символическими понятиями, которые были изложены о цвете и о других символах у Дионисия Ареопагита в книге “О небесной иерархии”. Целые куски этой книги входили в иконописные подлинники, т. е. этой книгой пользовались художники как определенным руководством.
Белый цвет означал рай, он же означал невинность. А красный цвет всегда был многозначен: он означал божественный огонь
(вознесения на небо пророка Илии),
означал также и подвиг - подвиг мученика .
И хотя такая символика существовала и имела значение каноническое, нельзя все же сказать, что она была очень жесткой. Цветовые значения могли изменяться. Эта цветовая символика восходит к “Небесной иерархии” Дионисия Ареопагита, и в изображении ангелов она совершенно конкретно запечатлевалась. И вы можете легко заметить на иконах, что ангелы изображаются прежде всего в двух цветах: красно-оранжевом и сине-зеленом, т. е. в теплой гамме и холодной гамме. Это Серафимы и Херувимы.

И оказывается, что эти цвета, и служения этих ангелов, и их место в небесной иерархии тесно связаны. Потому что серафимы - это носители божественного огня, имя их происходит от еврейского "шараф", что значит "огонь", соответственно изображаются они красно-оранжевым цветом. А херувимы - носители божественной мудрости (керуба), они соответственно изображаются в ночной гамме, темным сине-зеленым цветом. Последнее связано еще и с тем, что настоящая мудрость всегда скрыта от взглядов, она требует познания. Поэтому, как вы знаете, символом мудрости еще является сова, т. к. сова - птица ночная. Это символ не христианский, но тем не менее в европейской культуре он принят, это античный символ.
Таким образом, в основе цветового деления в древней иконе лежит вот такая ангельская символика, символика небесная. Желтый цвет - это символ божественного цвета, красно-оранжевый - божественный огонь, сине-зеленый - божественная мудрость. В эти понятия уже вмещается весь цветовой круг. В иконописи очень часто употребляют белый и черный цвета. С точки зрения научной теории цвета белый и черный это ахроматические цвета, их в природе не существует. В природе существую цвета только красный, синий и желтый. Оранжевый, фиолетовый и зеленый - это производные от смешения этих цветов.

А белый и черный вообще не существуют в природе, их нет. Они являются плодом оптического смешения. Поэтому, между прочим, в классической европейской живописи белый цвет как таковой никогда не употреблятся. Открытыми белилами художник почти никогда не пользуется.

А вот художник-иконописец, конечно, пользуется и черным, и белым цветом, и пользуется довольно широко, потому что он изображает не природу, а нечто большее, поэтому его палитра включает в себя и белый, и черный цвета. И здесь также существует своя символика: белый цвет - это цвет рая, а также цвет невинности, черный - цвет адской пропасти.
- (на обоих образцах изображено схождение Господа во ад, это канонный образ Воскресения Христова. Ад изображается в виде чёрной пещеры под Его ногами. Любопытная деталь - обратите внимание, в этой пещере изображены сокрушённые и попираемые Им врата ада. Не подлежащие восстановлению. так сказать Улыбка Алёна.)
Для научного подхода к иконе очень важен параллелизм между символической теорией цвета у Отцов Церкви и в Средних веках, и научной теории цвета, которой мы пользуемся сейчас. Научная теория цвета очень полезна и помогает нам многое объяснить в гармонии цветовых соотношений. Например, там существует понятие о дополнительных и противолежащих цветах.
Поэтому когда мы изучаем икону с точки зрения художественного произведения, мы конечно, должны об этом помнить, что дополнительными цветами являются цвета по цветовому кругу. Что это такое, я уже сказал. И вот в цветовом круге основные и смешанные цвета находятся друг против друга. Скажем, если основными цветами являются синий, желтый и красный, то смешение желтого и красного дает цвет оранжевый, который находится против синего по цветовому кругу, а смешение синего и желтого дает цвет зеленый, который находится против красного. Также смешение красного и синего дает фиолетовый, который находится против желтого. (смотри выше рисунок хроматического круга) Они друг друга дополняют. И все это мы встречаем в иконе, хотя здесь действовало совсем другое понятие - символическое. Но через символические образы художник также стремится к гармонии, и гармония достигается таким образом, что древнюю икону мы всегда воспринимаем как шедевр. Открытие древней иконы это всегда событие, потому что это всегда открытие шедевра, чего нельзя сказать про современную живопись.
Это икона XVIв. Параскевы Пятницы в житии,

и вот здесь мы видим те же самые основные цвета цветового круга - желтый, красно-оранжевый, синий - которыми художник пользуется, имея в виду некоторые их символические значения, хотя мы не всегда можем это точно определить. Вот, скажем, желтый фон является символом божественного света - это понятно. Красно-оранжевый мафорий святой Параскевы является символом ее мученического подвига. Сам по себе мафорий является формой женской одежды - одежды сирийских женщин в позднеантичное и ранне-христианское время. А вот нижняя одежда - сине-голубой хитон, это просто рубашка. Почему он именно синий, а не коричневый? Об этом ничего сказать нельзя, но мы знаем, что по символике цвета это есть символ неба и символ божественной мудрости. Поэтому можно понять, что иконописец хотел показать в этом образе мученицы, что она свята, и что ей доступна божественная премудрость. Конечно, эти цветовые сочетания являются очень частыми, хотя есть и другие.

...Земля для русского художника ассоциировалась с зеленым цветом, потому что она чаще всего покрыта травой. И вот нужно признать, что в иконе, помимо смысловой нагруженности присутствует цвет, передающий просто реальность. Так же как и в пространственных построениях, о которых мы говорили в прошлый раз, совмещаются и чисто условные простроения, и реальные обозначения этого пространства. И все это потому, что в духовной жизни это тоже совмещается. Реализм иконы - это ее простота, никакого мистического тумана икона не допускает. Можно видеть массу художников, любящих писать на мистические темы: на темы видений каких-нибудь, явлений... Существует такое понятие религиозной живописи, которое дает полную волю фантазии, и всегда это нечто туманное. Потому что обычно такой художник представляет себе явление как нечто туманное, неопределенное, загадочное (т. к. сам не понимает, что это такое). Но это совершенно неправильно. Опыт святых говорит, что все тут совершенно конкретно, просто, трезвенно. В этих совершенно четких контурах иконы, в этой конкретности объемов, цветов отражается не только учение эстетическое, но и понятие о трезвении, как одном из важнейших понятий православной аскетики и вообще духовной жизни. Так же как в духовной жизни православный человек оберегает свое трезвение, и православное учение всячески запрещает нам всевозможное визионерство, которое, в частности, так любят католики, вот и икона иллюстрирует нам простой, трезвенный взгляд на вещи. В простом трезвенном подходе скрывается настоящая мудрость."

http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/ikonoved.htm

_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 3:07 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




И еще напомню наиболее общеизвестную вещь в цветовой символике иконы - одежды Иисуса Христа и Богородицы чаще всего бывают красно-синими. Это означает в обоих случаях сочетание земного и небесного - двух природ, человеческой и божественной, у Господа и соединение земной природы с небесным призванием у Богородицы.

_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 3:12 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Храм красавец!! И пустой совсем(
Ну может от того и пустой, что семинарский. Сколько знаю семинарских храмов - они по количеству собранных людей всегда неполные, за исключением конечно больших Праздников.. Я так люблю семинарские службы, стройное пение, все быстро и слажено, мальчишки в подрясниках, батюшки богословы..)

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 3:52 pm Ответить с цитатой
Yelena
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 28.09.2010
Сообщения: 5097
Откуда: Харьков- England




Улыбка


Последний раз редактировалось: Yelena (Сб Дек 20, 2014 10:21 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Yelena Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 7:34 pm Ответить с цитатой
Iriss
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 11.01.2013
Сообщения: 1478
Откуда: Харьков




Юлия Г.
Юль, подключили наших богословов.
Ответ на твой вопрос про шар и зверей.

В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе, и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли изображают полуобнаженную женщину – олицетворение земли; ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей – воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).

_________________
Иринка

"Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих." прп. Феодор Студит
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Iriss Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 7:39 pm Ответить с цитатой
Юлия Г.
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 07.03.2011
Сообщения: 3644
Откуда: Оренбург




так я узнаю ответ почему звери в круге и пасть летят?))) или умру с этим?

_________________
Жду чуда много лет -
Терпенья больше нет.
Или..совсем немного..
И то в кредит от Бога.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Юлия Г. Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 7:53 pm Ответить с цитатой
Anutka
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 12.10.2010
Сообщения: 5120
Откуда: Планета земля - точка Москва




Юль)))) Смеется
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Anutka Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 8:09 pm Ответить с цитатой
Алена
Мне тут нравится
Зарегистрирован: 03.01.2012
Сообщения: 552
Откуда: Харьков




Юлия Г. писал(а):
так я узнаю ответ почему звери в круге и пасть летят?))) или умру с этим?

Не летят оне в пасть! Оне там просто рядом парят и символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя." Читает лекцию

_________________
Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего. Прп. Сергий Радонежский
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Алена Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Дек 21, 2014 7:37 pm Ответить с цитатой
Юлия Г.
мне тут очень-очень нравится
Зарегистрирован: 07.03.2011
Сообщения: 3644
Откуда: Оренбург




ясно все со зверями. умру спокойно теперь. спасибо за труды , девчат))) Цветочек

_________________
Жду чуда много лет -
Терпенья больше нет.
Или..совсем немного..
И то в кредит от Бога.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Юлия Г. Отправить личное сообщение
Икона - как Евангелие в красках
Список форумов В ожидании Чуда » Церковная жизнь
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 4 из 6  
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  

Вход в почту
Логин:
Пароль:

(что это)


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Информационный  портал журнала Русский Дом


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS