В ожидании Чуда
Православный Семейный Форум
login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Список форумов В ожидании Чуда » Информация с форума Христианка.ру » Поучения святых отцов
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
Поучения святых отцов
СообщениеДобавлено: Вс Окт 10, 2010 9:13 pm Ответить с цитатой
Ангелина (Ассолька)
Модератор
Зарегистрирован: 28.09.2010
Сообщения: 5398
Откуда: Россия




П О У Ч Е Н И Я С В Я Т Ы Х О Т Ц О В


1.О молитве, чтении Святого Писания. 2
2. Поучения старца Паисия Святогорца о семье, детях 4
3.О Псалтыре 6
4. Об унынии 10
5. О посте 13
6. На разные случаи жизни 21
7.О грехе 27
8. Что такое распятие? 30
9. О молитве по соглашению. Молитвы 33
10.Советы к деторождению 37
11.Как молиться в болезни 42



1.О молитве, чтении Святого Писания.

Молитвенное правило
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, "есть разговор души с Богом". И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.
Церковь, ежедневно молясь "за всех и за вся", установила для каждого личное, индивидуальное молитвенное правило. Состав этого правила зависит от духовного возраста, условий жизни, возможностей человека. Молитвослов предлагает нам утренние и вечерние молитвы, доступные каждому. Они обращены ко Господу, Божией Матери, Ангелу хранителю. По благословению духовника в келейное правило можно включить молитвы избранным святым. Если нет возможности прочесть утренние молитвы перед иконами в спокойной обстановке, то лучше прочитать их по дороге, чем опускать совсем. Во всяком случае, не следует завтракать до того, как прочитана молитва "Отче наш".
Если человек болен или очень устал, то вечернее правило можно совершить не перед сном, а незадолго до этого. А перед тем, как ложиться спать, следует прочитать лишь молитву преподобного Иоанна Дамаскина"Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет..." и следующие за ней.
Очень важной составляющей утренних молитв является чтение поминания. Обязательно следует молиться о мире и здравии Святейшего Патриарха, правящего архиерея, духовного отца, родителей, родственников, крестных и крестников, и всех людей, которые тем или иным способом связаны с нами. Если кто-то не может помириться к другим, пусть даже не по своей вине, он обязан поминать "ненавидящего" и искренне желать ему добра.
В личное ("келейное") правило многих православных входит чтение Евангелия и Псалтири. Так, оптинские монахи благословили многих читать в течение дня одну главу из Евангелия, по порядку, и по две главы из Апостольских посланий. При этом последние семь глав Апокалипсиса читались по одной в день. Тогда чтение Евангелия и Апостола заканчивалось одновременно, и начинался новый круг чтений.
Молитвенное правило человеку устанавливает его духовный отец, в его же ведении изменить его - уменьшить или увеличить. Однажды установленное правило должно стать законом жизни, и каждое нарушение следует рассматривать как исключительный случай, рассказать об этом духовнику и принять от него вразумление.
Главное содержание молитвенного правила - настроить душу христианина на частное общение с Богом, пробудить в нем покаянные мысли, очистить сердце от греховной скверны. Поэтому мы, тщательно исполняя положенное, научаемся, по словам апостола, "молиться во всякое время духом... со всяким постоянством и молением о всех святых"(Еф. 6, 18).


Как молиться при недостатке времени
Какими словами молиться? Как быть тому, у кого или памяти нет, или кто по безграмотности не изучил многих молитв, кому, наконец, - а бывает и такая жизненная обстановка, - прямо нет времени стать перед образами и прочесть подряд утренние и вечерние молитвы? Этот вопрос разрешен указаниями великого старца Серафима Саровского.
Многие из посетителей старца винились ему в том, что мало молятся, не вычитывают даже положенные утренние и вечерние молитвы.
Св. Серафим установил для таких людей следующее легко выполнимое правило:
"Поднявшись от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь Богородице "Богородица Дево, радуйся" также трижды. В завершение же Символ Веры "Верую во единого Бога" - один раз. Совершив такое правило, всякий православный занимается своим делом, на какое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь тихо читает "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (или грешную)", а если окружают его другие, то, занимаясь своим делом, пусть говорит умом только "Господи, помилуй" - и так до обеда. Пред самым же обедом пусть опять совершает утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает так же тихо: "Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго".
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает утреннее правило, то есть трижды "Отче наш", трижды "Богородице" и один раз "Символ Веры".
Св. Серафим объяснял, что, держась того малого "правила", можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы - основание христианства. Первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв. Вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Богоматери. Символ Веры же содержит в себе все спасительные догматы христианской веры.
Также Иисусову молитву старец советовал читать во время занятий, при ходьбе, даже в постели, и при этом приводил слова из послания к Римлянам: "всякий, кто призовет имя Господа, спасется".
У кого же есть время, старец советовал читать из Евангелия, каноны, акафисты, псалмы.

Советы девочек
• Катюша, по поводу молитв, сорокоустов и т.д. Отвечу, словами монахини одного монастыря, которые были в свое время сказаны мне. «Если вы хотите спастись, то церковная молитва за вас должна быть непрестанной, т.е. всю жизнь» В некоторых монастырях, можно заказать даже вечное поминание. При болезни, в тяжелых жизненных ситуациях, конечно можно и нужно заказывать сорокоусты о здравии, заказывать молебны. Существует и полугодовое поминание, годовое и т.д. Также можно и нужно заказывать Псалтирь о здравии. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать.

• Катюш, я ставила свечу о здравии той женщины. Еще наш духовный отец сказал, что очень хорошо у икон иметь лампадку, и чтобы она горела всегда - она отгоняет всю нечисть. Мы так и сделали по его благословению. А еще, в церковной лавке мы купили приспособление, которое ставится сверху на лампадку и куда ложится ладан. И периодически зажигаем ладан.

О пользе чтения Евангелия Св.Праведный о.Иоанн Кронштадтский писал следующее:
"Знаешь ли что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовию к Нему? Это - Святое Евангелие. Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет."









2. Поучения старца Паисия Святогорца о семье, детях


Промысел Божий о деторождении

"Старец всегда подчеркивал ,что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, - Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка ,поэтому они предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог. Будучи гордыми, они недооценивают Промысел Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает все, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи. Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями. Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, - принадлежать великой семье Христа. Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа! Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь много детей и Бог, конечно, попускает им, -потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей. Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей. А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроенны, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако скоро они увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т.к. приобрели ребенка - без его вины-наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога. Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божии и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его."
Девоньки, вот еще некоторые мысли Старца Паисия Святогорца:

"Некие супруги жили в большом горе: прошло много лет со дня свадьбы, но у них все не было детей. Врачи признались, что не могут помочь. Тогда супруги решили обратиться к старцу. Старец утешил их: - Не расстраивайтесь! Пойдите на исповедь (а они не исповедовались годами), причаститесь, когда скажет вам духовник, и Бог даст вам детей. Молитесь вы, помолюсь и я. Добрые супруги сделали то, что старец им посоветовал, и Бог сразу же даровал им детей, согласно обещанию старца. Сегодня это очень хорошая семья, радостная и счастливая, и супруги благодарят старца вдвойне: за то, что он помог им прийти через церковные Таинства ко Христу, и за то, что им довелось вкусить щедрых даров Его. Итак, старец давал понять людям, что, прежде всего, нужно приблизиться - посредством Церкви и Таинств Исповеди и Божественного Причастия - ко Благому Отцу нашему. И тогда Он - даже без прошения - подаст людям такой дар, какого они хотят. Отсутствие даров, подчеркивал старец, бывает не потому, что так хочет Бог, но потому, что человек удалился от Источника всех даров, Бога, и, естественно, по своей вине лишается действия благодати.
Вот еще некоторые мысли старца Паисия Святогорца:

"Посмотрите, как много теряют женщины. Бог одарил их большим сердцем, тогда как мужчинам Он дал большую рассудительность. Женщины - с их большим сердцем - имеют большую ревность к духовному, но много не раздумывают: верят и идут дальше. Что же делает диавол? В то время как женщины имея такое сердце, могли бы много преуспеть, диавол в конце концов похищает его у них. Женщина идет, например, в лавку купить в дом поднос для цветов. Когда она находит красивый поднос, то так радуется, что сами цветы ей уже ни к чему. Таким образом, сердце женщин обращено то к подносу, то к цветам, то к какой-нибудь вышивке, т.е. совсем неважным для семейной жизни вещам, и всякий раз диавол оказывается в выигрыше."

Из книги "Мысли о семье христианской"

На днях встречалась со своей кумой и она дала мне почитать мысли старца Паисия Святогорца о семье. С вашего разрешения выложу некоторые из них.
Молитва должна исполняться старательна.
"Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах... Какое молитвенное правило взялся исполнить, исполни его со всею добросовестностью (если длинное молитвенное правило, то исполняй хорошо все правило; если короткое — тоже), и не исполняй дела Божия сердцем раздвоенным, так, чтобы одна половина принадлежала Богу, а другая плоти своей. Итак, верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный".
«Не твори на молитве угодия ленивой плоти, — не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотскими, житейскими».




3.О Псалтыре
Девочки, тут кто-то спрашивал, что такое Псалтирь и как ее читать и зачем… мне бы хотелось уточнить немножко... если позволите ...читая Псалтырь, мы МОЛИМСЯ.
ВНИМАНИЕ: Это не заклинательная формула для беременности! или для зачатия. Это - разговор создания с его Создателем… (в "разговор" этот входит и покаяние, и плач, и прошение, и благодарение, и др. Т.е все то, что видим мы в псалмах царя Давида). Конкретнее, что такое молитва, очень рекомендую почитать вот тут http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_prakt ika_pravoslavnogo_blagochestiya_87-all.shtml там дальше идите по ссылке, прочтите цитаты св. отцов о молитве. Время до Великого Поста у вас еще есть, я обращаюсь к тем девочкам, кто не совсем понимает значение молитв, Псалтыри, кто только в начале пути... Это поможет вам разложить по полочкам, что такое молитва и зачем мы тут все собрались молиться по Псалтыри…
Дальше, о Псалтыри можно прочитать тут http://www.ihtus.ru/lg16.shtml Там же есть и русский перевод с церковнославянского (для тех, кому церк. - слав. язык пока труден).

Вот немного нашла о Псалтири :
Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма).
Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).



Предначинательная молитва перед чтением псалтыри читается каждый день, если за день читается всего одна кафизма. Замечание о том, что молитва читается перед первой кафизмой и после двадцатой справедливо в том случае, если за день прочитывается вся псалтырь или несколько кафизм. Во всяком случае, у меня по этому поводу сомнений не возникло, тем более батюшка не возразил, когда я брала благословение на чтение псалтыри. Первая кафизма имеется ввиду не в порядковом исчислении в самой псалтыри, а по числу молитв прочитываемых за день, в нашем случае она одна. Предначинательные молитвы обязательны и перед чтением любого акафиста или канона, так называемое семиславие. Помню, меня батюшка даже заставил процитировать строчку из молитвы Животворящей Троице : «управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими»,и сделал акцент именно на то, что нужно со вниманием подходить к молитве.
Двадцатая кафизма немного отличается от всех. Она заключительная. Читается все как обычно. Просто молитва об усопших читается не после третьего Славословия, а после четвертого. Посмотрите, третье Славословие совсем короткое.



• Слово Божией Матери:
Без Псалтыри пусть ни один не дерзает помышлять о прощении грехов! Приучайте и заставляйте себя читать Псалтырь по ночам и 500 поклонов. Се — краткий путь". (Цит. по кн.: "Откровение Божией Матери в России архиепископу Иоанну, (1985-1987 гг.). "Ангельский Покров", М., "Новая Святая Русь", 1986г.)

Дитя Мое, Псалтырь была открыта Мной, и по Моему личному благословению царь Давид, приняв ее из Моих рук, надиктовал ее летописцам. Псалтырь есть книга, прославляющая Господа, премудрый свиток всех времен".

Слово Божией Матери:
"Молитвенное небо полно благоухания Псалтыри. Для постоянного чтения ее требуется особое призвание и печати. Птицы лесные и небесные молятся псалтырною молитвой. Псалтырь понятна для всего творения, и ею подается мир, столь вожделенный для твари, ищущей откровения сынов Божиих. Псалтырь на богослужении облекает Литургию в царские одежды. Строй молитвы и понимание Евангелия становятся псалтырно -песнопевческими, равно как и характер подвижника. Псалтырь возносит к высотам горним тех, кто желает уже в настоящем веке жизни в Царствии.

Святые не расставались с Псалтырью. Подвижники-пустынножители, засыпая, держали в руках Псалтырь и крест. Им было открыто, что если Псалтырь выпустить из рук, то ночью может начаться страшная атака дьявольская. И были случаи, когда дьявол исхищал из рук Псалтырь, после чего подвижник просыпался разбитый, немощный, едва живой.

Псалтырный строй соответствует молитве небожителей из вышнего Иерусалима, приобщает к их молитве, исправляя ошибки, очищая и возвышая душу. Псалтырь в руках угодников Божиих — как Ааронов жезл, расцветший и благоухающий, как новая и вечная скрижаль, как манна, сыплющаяся с неба.

Могу назвать тебе десятки случаев, чадо, когда уединенные подвижники в пустыне побеждались дьяволом и кричали ко Мне из последних сил, после чего Я посылала им ангела Псалтыри. И записывали Псалтырь на понятном им языке, и давался дар творения живой Псалтыри, без текста: отверзали уста, и звучала псалтырная молитва. Столь великие чудеса творятся этой молитвой...

Адам, когда созерцал престолы Божии, спросил у Бога: "Что это за книга золотая, сияющая солнечными лучами на алтаре Твоем?" И Господь ответил ему: "Это книга, которой ты пренебрег в Раю, когда она была дана тебе для чтения. Ты отверг ее, а ею усладится слух многих подвижников Моих и мир ею спасется". Псалтырь показалась Адаму слишком простой.

Для чтения Псалтыри необходимо отверзение очес, затуманенных вражьими картинами. В Псалтыри заключены тайны от сотворения мира до увенчания и восстановления Адамова рода, от Альфы до Омеги, от первой страницы Библии до последней. Ни одна другая книга Священного Писания не заключает в себе подобной полноты.

Слово Божией Матери:
"Как любил Господь Псалтырь, с каким вдохновением внимал Он Ее стихам, слыша голос Самого Отца Небесного, узнавая напевы, близкие Ему из Царствия! Еще, будучи Младенцем, Спаситель выделял Псалтырь из других книг Священого Писания, хотя каждая из них была дорога Ему по-своему: Екклезиаст, Иов, пророки Исайя и Иезекииль, Пятикнижие...".

(Архиеп. Иоанн:) "Господь часто давал Пресвятой Деве Псалтырь и просил Ее читать вслух — медленно, повторяя некоторые стихи помногу раз. При этом молитва Его была столь богомысленна, что ум возносился в недосягаемые высоты".

Слово Божией Матери:
Когда Я спрашивала Его, почему Он просит Меня творить Псалтырь (Спаситель мог читать уже в возрасте двух лет), Господь отвечал, что Ему слаще слышать эти благоуханные стихи, чем читать их. Его молитва глубже при внемлении, чем при чтении".

Слово Божией Матери:
"Псалтырью простится многое из того, что вы хотели бы, чтобы вам простилось. Мир вам и благодать святых из Царствия. ...Я еще открою Псалтырь западному миру, но следованная, на церковнославянском, непереводима ни на один язык. Преимущество Восточной церкви над Западной и состоит в красоте ее псалтырного церковнославянского строя, созидающего образ молитвенника, восхищенного в Царствие, созерцательного, тихого нравом и упокоенного сердцем. Из Псалтыри родились все православные песнопения".

Слово Божией Матери:
"Чтение Псалтыри усладительно, целительно от всех болезней. Едва ли не единственная книга, необходимая для приближения ко Господу и одухотворения веры".

Слово Божией Матери:
О, самая длинная и чудная книга любви Моей Псалтырь! Книга длиною в вечность, простертая от земли до неба, книга, выпеваемая из сердца. Книга, состоящая из ткани Моей с ликами избранных. Книга, оплетенная в ризы нетленные, в каждой букве которой дышит Дух Святый и память о Христе Распятом. Первая страница ее — восток, последняя — запад. Дух Святый Утешитель славит Самого Себя устами благоверных. А недостойному Псалтырь не дастся, как неосвященному тайной сопричастия.

Псалтырь заменяет службу в храме, и непрестанным псалтырным чтением в душе устанавливается литургический строй мыслей и переживаний. Псалтырь есть одновременная служба в храмах трех Заветов Ветхого, Нового и Утешительного.

Псалтырь — место сошествия Духа Святаго. Что бы ни делал — вслух Псалтырь. Один работает, другой читает. Но Мне нужны не слова и песнопения. Ищу, чтобы сами души ваши стали живым инструментом благодати и благоговения, лирами псалтырными, дабы строй покаяния и хваления вписался в сердце. И далось постижение неизреченной мудрости превечных тайн. И просветились тысячи вокруг вас.
И слетелись во множестве ангелы. И послышалось сладчайшее пение, восхваляющее лучезарное огниво, солнце умное, надмирную премудрость Божию, Софию Третьего Завета, алтарную Псалтырь Пречистой Девы.

Псалтырь Моя славная — сердце, простирающееся во всю гладь неба. Псалтырь всепетая — странник земной, склоненный на коленях и простирающий руки горе с молением к Небесному Отцу. Псалтырь — сладостное торжество, Господь, глаголющий устами верных. Псалтырь всесвятая — покрывало целомудренных. Псалтырь единая — голос Церкви. Псалтырь — свет, Псалтырь — мост, Псалтырь — радуга, Псалтырь — Лествица, Псалтырь — облако огня, Псалтырь — вход на небеса и литургия ангелов, кратчайший путь, дыхание сердца и утешение святых!

Читайте Псалтырь непрестанно, да зазвучит в сердце и без слов Дух Святый. Смиренный усладится книгой праведных. Ни один осуждающий да не прикоснется к следованной книге, ибо тотчас стихи Давыдовы превратятся в волхвование: буквы те же, а дух иной! Враг приражается к святыне, глумясь над внешней неизменностью, под покровом которой поселяются змеи и демоны.










4. Об унынии


Ангелина(Ассолька)
Сейчас читаю книгу про уныние, и хотела с вами поделиться. Для нас здесь, это состояние актуально. У меня скоро КД, так что подготавливаю себя.

Уныние, печаль подстерегает того, кто не обрел крепкую веру в Бога. Эти страсти, зачастую, хозяйничают в душе тех, кто, отвергая Небесное, накрепко прилепился к земному. То есть в своей глубинной основе уныние – следствие неверия в спасительный Промысел Божий.

Вот рецепт от Игнатия Брянчанинова:

Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова следующее:

«Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!»
Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохни. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этому ясна: благодать и сила Божья заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии.

Святитель Феофан советует: «Утром, по молитве, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжении дня, где быть, с чем и с кем встретиться, и применительно тому наперед определи, что где помышлять, что где сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен сам держать себя в руках, сам заведовать всеми движениями своей души, а не позволять им происходить самим собой, как бы без его ведома. Он должен быть сам владыкою всего внутри его происходящего, владыкою своих сил».
«Нет скорбей – нет и спасения», - говорит преп. Серафим. А преп. Симеон Новый Богослов наставляет нас так: «Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей».
Святой Никодим Святогорец наставляет нас так: «Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда не воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, и пребываешь в добре.»
Удержим в сердце своем дивные и великие слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе».

Надежда(Бабуля)
Оленька, здесь две молитвы, которые мне действительно помогают.
Молитва Кресту, которую батюшка (Старец Иоанн Крестьянкин) почти всем одно время вкладывал в конвертик.
«+ Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон присниться и т.д.) читая молитву сию:
“Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

(Эту молитву дал Батюшке Сампсону (Сиверсу)) Преподобный Серафим Саровский, явившись ему в тонком сне перед его арестом. С нею он прошел 18 лет лагерей и тюрем).

Всемилостивая Владычице моя Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево Богородице Мария, Мати Божия, несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене, заступись, попроси, услыши, виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая.


Катя(Катена)
Девочки, всем - поклон! Вот, что советовала одна монахиня, когда нападает уныние!
А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом.
Помоги всем Господи! А мне еще всегда помогают слова одного Святого, не помню кого. В горестные минуты уныния не Господь оставляет нас, а мы Его!

Аня(Анночка)
Я от уныния спасаюсь молитвами на духовном плане, на физическом: 1)горячая ванна (баня) и сон,2) сильная физ.нагрузка - спортзал, лыжи, плавание, массаж или ген.уборка квартиры.(т.е.любое занятие, чтобы мысли направить на позитив)

Нина(НиНоЧеК78)
Ох, девочки... На Афоне в монастыре Хиландар ведется книга Чудес, я ее так называю. Её время от времени печатают для того, чтобы вера людей укреплялась! Там и фотографии малышей, и рассказы ранее бесплодных супругов, которым врачи говорили, нет, никогда у вас не будет детей, а они родились!!! Так, что не надо унывать!!! Всё будет в свое время, только надо верить, молиться, уповать, просить... Ищите и обрящите, стучите и отворят вам!

Наташа(ЮрНа)
Господь все управит! Все будет по его великой воле! Ты только проси и надейся на ЧУДО, и оно произойдет! ОБЯЗАТЕЛЬНО! Господь ни одну из нас не оставит без своей милости! Просто у каждой из нас свой путь, свои испытания, своя дорога к миссии "МАМА"! Господь, раз уж всех нас позвал к себе, знает, когда дать! И кто из нас насколько готов. Всему свое время
Девочки как мне сейчас тяжело, такие испытания
Как Господь милостив, послал утешение: я на форуме нашла лекции монахини Нины (Крыгиной),она таки вещи истинные рассказывает, вот сижу сейчас и слушаю. http://www.molrus.ru/forum/index.php?showtopic=5616

Девочки, эта монахиня очень хорошо рассказывает о зачатии, о вынашивании ребенка.


Депрессия


Депрессия, как ее называет психиатрия, болезнь души, которая поражает человечество по мере его отпадения от Бога. Однако современная психиатрическая наука не насчитывает и двух столетий в своей истории. Между тем с глубокой древности функцию попечения о душевнобольных выполняла Церковь. В святоотеческой литературе для обозначения этой болезни используется термин «уныние». Недавно мне пришлось прочитать статью одного, по-видимому, малоцерковного человека, который возмущенно пишет, мол, как это так, такая страшная болезнь, а Церковь называет ее грехом? Чтобы разрешить это недоумение, напомним, что в традиции Восточной Церкви последствием всякого сильно укоренившегося греха является болезнь (страсть), поэтому мы вовсе не погрешаем, называя ее грехом.
По учению Отцов Церкви уныние есть потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное промышление о нас.
Опечаленный монах (и всякий человек - И.С.) не знает духовного наслаждения. (Преп. Нил Синайский). Это болезненное состояние, при котором у людей, занимающихся спасением своей души, отнимается любовь к молитве, в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Иногда эта душевная болезнь выражается в озлобленности, раздражительности. Святые отцы, перечисляя по мере их возрастающей опасности восемь губительных страстей, ведущих к духовной смерти, отвели унынию шестое место. Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние - вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на нашем земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»,- говорит Господь своим ученикам (Ин. 16, 33).
Почему же это состояние - «унылый сон души» - считается греховным? Потому, говорят Святые отцы, что уныние часто бывает последствием забытого грехопадения или скрытой, незаметной другой страсти: зависти, блудного разжжения, честолюбия, сребролюбия, желания отмщения обидчику. Причиной уныния бывает и переутомление от гнетущих забот. Часто уныние происходит от чрезмерных и самочинных подвигов у особо ревностных Христиан.
Для избавления от этой греховной болезни Церковь предлагает нам в первую очередь покаяние, молитву и другие подвиги в исполнении Евангельских заповедей. Преподобный Илия Екдик увещевает нас: «Не падай духом, взирая на трудность душевной болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства претрудных подвигов, удаляй себя от нее, если искреннее имеешь попечение о здравии души своей». Преподобный Нил Синайский говорит о том же: «Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем окончишь; также - молись разумно и усиленно, и дух уныния бежит от тебя». Оскудевший в молитве и предающийся унынию Христианин должен, прежде всего, постараться найти причину гнетущей его страсти, то греховное желание, которое было ее причиной, и вступить с ним в борьбу. И еще прежде, - говорят св. Отцы, - чем он поразит это греховное желание, дух молитвы, даже сугубо горячей, возвратится к нему за одну решимость побороть в себе зло.
Бывает уныние вследствие земных причин - нахлынувших бед и скорбей, от нас не зависящих. Но бывает и уныние от неверия в Промысл Божий, непокорства ему, гнева, ропота. Надо бояться такого состояния и просить у Бога прощения и помощи, и тогда отойдет от нас дух уныния, и в скорби непременно придет и будет принято душой утешение Божие, превосходящее все утешения земные.
Иеромонах Серафим (Калугин)





5. О посте


О пользе поста.

В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждала, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями религии. Прежде всего, дознано, что образованные классы общества употребляют в пищу чересчур большое количество мяса, и что эта мясная обильная пища бывает причиною серьезной порчи организма, порождая значительные недуги, из которых самый распространенный, при сидячем образе жизни и такой пище, - атеросклероз. Серьезные врачи в один голос требуют употребления разнообразной пищи и настаивают на том, чтобы заменять мясо зеленью и всевозможными кушаньями из круп.
Медицина пришла также к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма. Некоторые доктора пришли даже к выводу, что необходимо давать организму совершенный отдых от пищи раз в неделю в течение полных суток, не принимая в течение этого времени ничего, кроме малого количества воды и, сверх того, проводя сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной: то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о постах.
Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше, постоянно слишком обильно питающихся.

• А я сегодня читала выдержки из книги "Современные старцы Святой Руси. Немного поделюсь с вами.
"Какая польза от поста? Первая- обуздание плоти. Вторая – делает душу способной к молитве и небесному мудрованию. Третья - постом мы служим Богу, говение есть богопочитание. Четвертая- умилостивление праведного гнева Божия. Св. пророк Иоиль, призывает к такому посту, когда говорит: «И ныне глаголет Господь ваш: "Обращайтесь ко Мне всем сердцем вашим в посте и плаче и в рыдании и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша." Пятая в том, что через него можно испросить от Бога временные и вечные блага.
"Призывай ежедневно в молитве своей Святых, да просвещают они молитвами своими твои молитвы, да ходатайствуют тебе прощение грехов".
"Во время поста вся наша забота: да будет о спасении души и о том, чтобы воздержаться от зла"
"Боязливый и трусливый, на краю пропасти, потому что они близки к унынию и отчаянию, а это - смертные грехи."
"Мало пользы для христианина - знать душевнополезное только самому, и не сообщить незнающим."
И больше всего мне понравилось: "В минуту же отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!"
"Пост без милостыни, что лампада без масла"
"В среду Спаситель предан, а в пятницу распят. Посему, кто нарушает пост в эти дни, тот вместе с врагами предает и распинает Спасителя".
"Ничто так не смущает и не оскорбляет, не губит и не печалит самого злейшего сатану, как прилежное чтение Псалтыри." Простите девочки, что много написала.

Оля(Липа)
Девочки, и вот еще 3 цитаты, вдруг они кому-то будут полезны:

«Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объедением и пианством.»

«Я-то всегда считал, что воздержание в еде в постные дни - это самое лёгкое для выполнения аскетическое упражнение, способствующее сосредоточению на молитве. Что пост - время для наиболее полной отдачи своих сил в помощи ближним. В житиях святых встречается мысль, что в пост нужно меньше кушать, для того, чтобы сэкономленное на себе отдать нуждающемуся.
…мне почему-то кажется, если я с чистой душой скажу на исповеди, что провёл постный день даже мысленно не согрешив осуждением, гордыней, сластолюбием..., но съел свиную отбивную, то мой духовник допустит меня к причастию, благословляя Господа, что столь малую ответственность ему сегодня пришлось взять на себя, читая надо мной разрешительную молитву».

«ящик может стать или бесовским или святым, но все равно он остается ящиком, притягивающим внимание человека и соответственно поглощающем у нас много времени, которое мы могли бы использовать для молитвы и добрых дел (реальных, а не виртуальных), поэтому бесы пользуются этим, представляя сидение за ящиком за благое намерение или даже доброе дело, а на самом деле отводят человека от живого общения с Богом и людьми. В пост лучше воздержаться от даже таких благих намерений».

Нина (НиНоЧкА78)
"Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною раз6орчивостью в ней."
"Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ея, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано, каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Святитель Игнатий Брянчанинов
Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело – если человек не постится, имея силы. Где тут найдешь доброе расположение?
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).


Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда, поэтому с немощного не спросится поста и труда телесного; он только должен непрестанно благодарить Бога и молить Его, чтобы даровал ему терпение.
Неизвестный старец, из "Отечника".


Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).



ВОПРОС:
Как поститься кормящей матери?

На вопрос отвечают прот. Алексий Уминский и прихожанка храма Татьяна Хрущева (32 года, трое детей).


Татьяна Хрущева:
Недавно моя семилетняя дочка подошла к священнику и спросила, как ей поститься. И он ответил: "Не обижать никого, не завидовать, слушаться маму и папу, ни с кем не ссориться..." Это-то и есть основной смысл поста. Это не означает, что пост в плане еды не важен. Совсем без ограничений, мне кажется, пост не бывает. Другое дело, что ограничения должны быть соразмерны физическому и духовному состоянию человека.

Последние восемь лет у меня был только один год перерыва между беременностями и кормлениями. Все остальное время я либо носила, либо кормила. И старалась поститься по мере сил. Если ребенок совсем маленький, то кормящая мать и так вынуждена соблюдать довольно строгие ограничения в еде. Редкий малыш хорошо переносит, если мать ест бобовые, да и не все овощи-фрукты ей подходят. Поэтому я обычно пощусь с молочными продуктами, но без мяса и яиц. Мне кажется, что для здоровой женщины это вполне под силу. Кроме того, я исключаю всякие непостные (и неполезные) сладости - тортик, мороженое и так далее. Из молочной пищи оставляю молоко, кисломолочные продукты и детский творожок. Когда лактация уже установилась - вполне можно попробовать более строго (без молока) соблюдать среду и пятницу. На мою лактацию это не влияет. А после года я стараюсь хотя бы часть поста поститься без молока.

Например, страстную и первую седмицы Великого Поста. Разумеется, бывают исключения, связанные с болезнью ребенка - например, если ребенок очень сильно болеет и единственное, что он ест - это грудное молоко. В этом случае приходится поститься как с новорожденным.


Протоиерей Алексий Уминский:

На вопрос достаточно основательно ответила наша прихожанка Таня Хрущева. Мне хотелось бы присовокупить ответ на незаданный, но более важный вопрос: как молиться кормящей матери. Конечно, когда рождается ребенок, в семье полностью меняется ритм жизни. Все ломается: установленный порядок, привычки, и вместе с этим ломается обычное молитвенное правило и у отца, но в больше степени - у матери. Ребенок требует, чтобы его кормили и ночью, мать недосыпает, и требовать, чтобы мать стремилась вычитывать все утренние и вечерние молитвы, ни в коем случае нельзя. Молитвы все равно не будет, а будет только раздражение, уныние и накопленная усталость.

Матери в этот период можно спокойно молиться коротенькими молитвами, когда есть время и небольшая сосредоточенность. Есть возможность прочесть краткое правило прп. Серафима Саровского, слава Богу. Нет возможности даже для этого, ничего страшного не случится, если вы прочтете только Отче наш.

Хорошо молиться во время кормления ребенка, внимательно про себя читать Иисусову молитву.

Надо для себя определить хотя бы несколько минут в день, когда можно предстать перед Богом. Заснул ребенок, и вы чуть-чуть помолитесь.

Когда человек не может молиться в привычном ритме, он смущается, как же готовиться к причастию. Этого бояться не надо. Очень важно понять, что отсутствие правила у кормящей матери не должно стать препятствием к Причащению Святых Христовых Таин. Кормящая мать должна так же часто причащаться, как и во время беременности. Ей совершенно не надо думать о молитвенном правиле, надо думать хотя бы о том, чтобы сохранить внутренний мир, свою связь с Богом и сокрушенное сердце.







СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить, что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста - не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы - существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность - вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост - время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то - от курения, а кто-то - от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы - вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну - краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет - наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост - особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей - каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно - прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики - это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста - это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе - это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, - наверняка отыщется множество идей.

Кроме этого, можно придумать и собственные «заповеди» поста. Они могут быть разными, но главное - постараться отнестись к посту серьезно, на самом глубоком уровне своего сознания. Ведь время поста - это время, требующее от нас принятия решений и постоянных усилий.





Девочки, вот может, кому интересно, скопировала по ссылочке.

Традиции и каноны Великого поста.
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

"Весна постная" - так называет Православная церковь время Великого поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий пост в англоговорящих странах, напоминая о то, что пост – это время духовного расцвета и пробуждения.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. Говорится в народе: "хорошее начало — половина дела". Видимо, поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья. Рецепты постных блюд.

В православных странах жизнь во время Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов. Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в первые три дня поста соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в субботу причащался Святых Христовых Таин.

В Греции и сегодня первый день поста – выходной.

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.

В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй меня, Боже, помилуй меня". В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.


Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник , который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние Св. Марии Египетской". Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице": читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною, На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).


Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).

(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ....... во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).

Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Подробнее о родительских субботах и поминовении усопших...


Вот хорошая ссылочка о Великом посте http://post.pravmir.ru/

Замечательная проповедь Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о Великом Посте:
http://www.pravmir.ru/article_3863.html


Все о Великом Посте http://www.pravmir.ru/velikijpost.html

Хороший сайт о постах http://www.pravpost.org.ua/

Девочки, вот тут написано про пост, послабления и его смысл
http://www.pravmir.ru/article_2745.html



6. На разные случаи жизни
советы монахинь, в каких случаях кому молиться.


1. По поводу квартирного вопроса молятся св. Спиридону Тримифунтскому, очень почитается у нас на Руси.
Помолитесь Святителю Спиридону Тримифунскому! Он очень помогает отдавать долги. В его житии было чудо, когда одному купцу нечем было платить кредиторам. Купец пришел к Святителю и рассказал ему о своем горе. В это время проползала мимо змея, Святитель коснулся ее своим посохом, и по его молитве она превратилась в слиток золота. Свт. Спиридон отдал слиток купцу. Через некоторое время купец поправил свои дела и принес долг Святителю. На его глазах Свт. Спиридон коснулся слитка своим посохом и он превратился в змею.
Святитель Спиридон очень-очень помогает в финансовых затруднениях! В Греции его почитают, как на Руси Святителя Николая!

Вот кратко о нем.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=71459
2 .Девочки, я вспомнила о СТРОИТЕЛЬСТВЕ молятся Иоасафу Белгородскому. он покровительствует постройке! У нас в городе есть храм, который все никак не достроят, и вот настоятель просил прихожан молиться этому святому. Ему, наверное, и молебны можно заказать.

Будем молиться за вас.

3 .Молитва Кресту, которую батюшка (Старец Иоанн Крестьянкин) почти всем одно время вкладывал в конвертик. Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон присниться и т.д.) читая молитву сию:
“Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Высказывания

"Никого не обличай, никого не учи, никогда не кори, молча, терпи все тебе неприятное".

"Смирение есть свойство святости. Чтобы в нас вселилось смирение, никогда ни о ком плохого не сказать, не поправлять, не подсказывать. Это начало смирения и мудрости".

"Самое основное в нашей жизни - есть ревности о Господе, то есть хранить, беречь, стеречь, лелеять эту святую ревность, которая погашается нечистотой, запущенностью, нераскаянностью, нарушением молитвы и состоянием сердца (языком), злоречием, осуждением, гневом, яканьем".

"Кто любуется собой, тот не Божий".

"Никогда не повышать голоса. Повышает гордец, самохвал, самовлюбленный мертвец и Богом оставленный".

"Всякое сомнение есть осуждение".

"Кроткий, мирный человек не может толкаться или сердиться, даже удивляться толкающему".

"Будь милостив сам и Бог на милостыню твою будет милостив к тебе. Если же ты немилостив к людям, не ожидай милости от Бога. То есть не осуждай, никому не отказывай в помощи и поставь себя последним из последних. Сначала людям - потом себе! Для того Бог дал нам разум, чтобы оправдывать и извинять каждого".

"Никогда не поправляйся. Гордый человек не терпит, чтобы не поправиться. Смиренный скажет себе во вред. Его будут осуждать, а он будет этому радоваться. Он радуется, когда его осуждают, когда на него негодуют, когда его поправляют. А гордый человек не терпит - как бы он ошибся!"

"Никогда никому ничего не обещай. Говори всегда: "Я постараюсь". Надо говорить: "Постараюсь, попробую, но не обещаю". Всякая иная форма уверения вменится нам в грех гордости и самоуверенности. И, кроме того, никогда не исполняется".

"Когда у нас есть какая-то ниточка самооправдания, самоизвинения, то это может послужить причиной не оправдаться перед Богом".

"Не показывай своих переживаний, веры, молитвы, любы. Все духовное должно быть тайной для всех".

"Самогрызение - это плод бесовский. Просто понял свой грех и успокоился".

"Ждать благодарности - это грех".

Из книги про батюшку Сиверса.



"Не смущайте своей души о том, что вы немощны и исправления не имеете. Конечно, вы больших исправлений, может статься, и не имеете; однако, уповаю, имеете малые, которых вы не видите, а их может набраться довольно. Они, по-видимому, невелики и, будто, ничего не значат, однако, могут быть ко спасению души не только не малы, но и довольны. Я вам, хоть отчасти, перечту те самые, которых и вы не чужды, но они, точно, бывают в вас при случаях:

-если кому когда помилование какое-нибудь сделаете- за это помиловани будете;
-если постраждете со страждущим(сие кажется не велико)-с мучеником счисляетесь;
-если простите обидящего,- и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерию Отца Небесного бываешь;
-если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, - то спасешься;
-если укоришь себя, обвинишь себя перед Богом за грехи, совестию чувствуемые,- и за то оправдана будешь;
-если исповедуешь грехи свои перед Богом- и за сие вам прощение и мзда;
-если попечалуешь о грехах, или умилишься, или прослезишься, или вздохнешь- воздыхание твое не утаится от Него:"не таится бо от Него,"-глаголет св. Симеон,-" капля слезная, ниже капли часть некая." А св. Златоуст глаголет:"Аще посетуешь точию о гресех,- то примет Он в вину твоего спасения."
Видите ли,- сколько дел вы исправили, о которых и не знаете? Да тем и лучше для вас, чтобы вы сладце похвалялись в немощах своих, а не исправлениями своими любовались: пусть ценит их праведный Мздовоздаятель, а мы только не грехи свои смотреть будем и о них каяться по вся дни, и о прощении их пещитися.
Хотя и немощна ты, как и я, однако не бойся и не унывай, но благодарение прмноси Господу Богу о всем. Он занимается спасением твоей души больше, нежели как бы вы думали. Он спасет вас, только обращайтесь к нему со смирением и упованием и делайте, по-видимому, малое: Господь Бог и малое, Его ради творимое оценит дорогою ценою. И я вас уверяю щедротами Его, что помянет Он всякую жертву твою, и кажущееся, по-видимому, малым, почтет он великим. "Мало ли твое покаяние,"-говорит св. Златоуст,-"но велико есть Господнее человеколюбие: всем бо хощет спастися и малой ищет вины, то есть произволения души благого."
(о.архимандрит Моисей,Оптина Пустынь)



"Оптинский батюшка говорил, что ничто на свете не властно предупредить свершающего, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить, злоба внутри нас. Сколько душа сумеет вместить скорбей, столько примет и благодати Божией. Так оставим несбыточные мечты о непосильных подвигах и в смирении начнем с терпения ежедневных наших скорбей.
Все что делает с нами жизнь, что делают с нами люди, будем считать праведным судом Божиим, для нашей же пользы.
Бороться с людьми, причиняющими нам зло, не надо даже в помыслах своих, иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Никакое чтение, даже если ты прочла тома священных книг, не может дать того знания о жизни, какое дает сердечная молитва"

ПОУЧЕНИЯ И СОВЕТЫ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ДОЛБУНОВА.

1. ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОЛУЧАЕМ ПРОСИМОГО?
ПОТОМУ, ЧТО НЕ БЛАГОДАРИМ ЗА ВСЕ БОГА.
КАК ТОЛЬКО ПРОСНУЛИСЬ, СРАЗУ ГОВОРИТЕ:
- СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ, ЗА ВСЕ.
ЗАТЕМ ПРОСИТЕ, ЧТО НУЖНО ("ОТЧЕ НАШ").
НО ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ. НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХВАТИТ СВОЕЙ ЗАБОТЫ.

2. КОГДА ЗАБОЛЕЕТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ К ВРАЧУ, СХОДИТЕ В ЦЕРКОВЬ И ПОМОЛИТЕСЬ О
здоровье лечащего врача: "Господи, вразуми раба Твоего (имя) найти лекарство от моей болезни".ЗАБОЛЕЛ - ЗНАЧИТ, ГОСПОДЬ ПОСЕТИЛ, КАК ОТЕЦ, НАКАЗЫВАЕТ. НАДО БЫ ПОВИНИТЬСЯ, ОЧИСТИТЬ Душу - и тело очистится. БОЛЕЗНИ-ГОСТИНЦЫ С НЕБА.

ПРОСИ ТОГО, ЧТО ДОСТОЙНО БОГА, НЕ ПЕРЕСТАВАЙ ПРОСИТЬ, ПОКА НЕ ПОЛУЧИШЬ. ХОТЯ
пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не ОТСТУПАЙ, НО ПРОСИ С ВЕРОЮ, НЕПРЕСТАННО ДЕЛАЯ ДОБРО.



Здравствуйте девочки.
Катюша, Отец Власий на вопрос о том, что распадаются венчанные браки, сказал: "Потеряли СТРАХ БОЖИЙ! И не только потому, что браки венчанные. Нужно молиться иконам Пресвятой Богородицы Покров и Умягчение злых

_________________
«Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!».
Федор Тютчев.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Ангелина (Ассолька) Отправить личное сообщение
Поучения святых отцов
Список форумов В ожидании Чуда » Информация с форума Христианка.ру
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  

Вход в почту
Логин:
Пароль:

(что это)


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Информационный  портал журнала Русский Дом


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS